Драгоценные и поделочные камни

 ДРАГОЦЕННЫЕ И ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ (а. precious and semiprecious stones; н. Edel- und Schmucksteine; ф. pierres precieuses et deсоratives; и. piedras preciosas у semi-preciosas) — минералы и горные породы, используемые в ювелирно-камнерезном производстве для изготовления украшений и художественных изделий.

Драгоценные камни отличаются прозрачностью, красивой окраской, иногда радужной цветовой игрой, ярким блеском и другими оптическими эффектами. Особо ценятся долговечность (твердость 6-7 и более по шкале Мооса и химическая инертность) камня и редкость нахождения его в природе. Поделочные камни обычно представлены моно- и полиминеральными агрегатами с красивым цветом или рисунком, непрозрачными или просвечивающими в тонких сколах. Они хорошо полируются благодаря достаточно однородной мелкозернистой, тонковолокнистой или скрытокристаллической структуре. Характерные особенности драгоценных и поделочных камней как полезных ископаемых — разнообразие представляющих их минеральных видов и разновидностей, непостоянная конъюнктура спроса, зависящая от моды, а также сравнительно небольшое количество крупных месторождений.

По особенностям применения и относительной стоимости различают: ювелирные (собственно драгоценные) камни I порядка — рубин, изумруд, алмаз, сапфир синий, II порядка — александрит, сапфир зелёный, оранжевый и фиолетовый, благородный опал чёрный, благородный жадеит, III порядка — демантоид, шпинель, благородный опал белый и огненный, аквамарин, топаз, турмалин, IV порядка — хризолит, циркон, кунцит, берилл жёлтый, зелёный и розовый, пироп, альмандин, бирюза, аметист, цитрин, хризопраз; ювелирно-поделочные I порядка — лазурит, янтарь, жадеит, нефрит, малахит, чароит, горный хрусталь бесцветный и дымчатый, II порядка — агат, амазонит, родонит, гематит-кровавик, эпидот-гранатовые и везувиановые породы; поделочные — яшма, мраморный оникс, обсидиан, гагат, кремень рисунчатый, графический пегматит, флюорит, лиственит, змеевик, кварцит цветной и авантюриновый, селенит, цветной мрамор и др. К драгоценным камням I порядка относят также органоминеральное образование — жемчуг.

Реклама



Ювелирные камни применяются в дорогостоящих изделиях в оправе из благородных металлов. Цена их с учётом индивидуальных особенностей камня зависит от веса в каратах; для жемчуга за единицу расценки принят гран (0,25 карат). Мировые розничные цены на огранённые ювелирные камни высшего качества колеблются от 25 тысяч (I порядок) до 5-50 (IV порядок) американских долларов за 1 карат. Драгоценные камни I порядка входят в активы Госбанка СССР. Ювелирно-поделочные камни используются в относительно недорогих ювелирно-галантерейных изделиях, а также для производства камнерезных художественных поделок — ваз, чаш, пепельниц, шкатулок, столешниц, скульптурных фигурок и т.д. Из поделочных камней изготавливают более дешёвые изделия. На мировом рынке ювелирно-поделочные камни в сырье или полуфабрикатах (опиленных блоках) оцениваются от 30-150 американских долларов и более (I порядок) до 5-15, поделочные — от 0,1 до 1,5 американских долларов за 1 кг.

Обработка драгоценных и поделочных камней включает распиловку, шлифовку и полировку при помощи алмазной крошки, ультразвуковой и лазерной технологий (см. Огранка). Прозрачным ювелирным камням чаще всего придаётся многогранная форма (фасеточная огранка бриллиантового, ступенчатого и комбинированного типов), а полупрозрачным, непрозрачным и содержащим минеральные включения, создающие эффект многолучевой звезды или "тигрового глаза", — сфероидальная (кабошонирование). Полированные камни произвольной формы получают с помощью искусственного окатывания (голтования).

Требования к качеству сырья в СССР утверждены Министерством геологии СССР, Министерством приборостроения СССР и некоторыми другими министерствами. Регламентируются допускаемые дефекты, влияющие на сортность камней (неравномерная и бледная окраска, мелкие или единичные включения, редкие трещины и т.п.), а также минимальные размеры в зависимости от вида камня (мм): ювелирных от 1,5 до 4, ювелирно-поделочных от 5 до 150, поделочных от 100 до 150. Качество ряда драгоценных и поделочных камней может быть улучшено искусственно, например, путём тепловой обработки и облучения усиливается или изменяется окраска берилла, топаза, циркона, аметиста, лазурита и др. Блёклые агаты, бирюза и другие микропористые минеральные агрегаты окрашиваются пропитыванием различными пигментами. Мелкая крошка янтаря и бирюзы поддаётся укрупнению прессованием или цементацией.

Разработана технология синтеза драгоценных камней: в промышленных масштабах выпускаются прозрачные корунды (в том числе имитирующие александриты), алюмомагниевая шпинель, изумруд, аметист, а также имитирующие алмаз кристаллы иттрий-алюминиевого и гадолиний-галлиевого гранатов (ИАГ, ГГГ, гранатит), титаната стронция (фабулит), кубические окиси циркония (фианит) и др. Цены мирового рынка на синтетические камни в десятки и даже тысячи раз ниже, чем на их природные аналоги, которые полностью сохранили своё главенствующее значение. Большая разница в ценах на природные и синтетические камни повысила значение точной диагностики их природы, для чего используются различия в составе и количестве примесей-хромофоров, оптических константах, микротвёрдости, люминесценции, газово-жидких и твёрдых включениях и т.д.

Выделяют следующие геолого-генетические типы месторождений драгоценных и поделочных камней. Эндогенная группа месторождений включает: магматическиекимберлиты с алмазом, пиропом и хризолитом, эффузивы основного состава с сапфиром, цирконом, хризолитом, эффузивы кислого состава с обсидианом и яшмовидными фельзитами, габбро-анортозиты с иризирующим лабрадором, пегматит с топазом, бериллом, турмалином, кунцитом, морионом, розовым кварцем, амазонитом, иризирующими полевыми шпатами, графическим пегматитом; гидротермально- метасоматические — грейзены с бериллом, магнезиальные скарны с рубином, шпинелью, гроссуляром, лазуритом, нефритом, метасоматиты с изумрудом, александритом, рубином, жадеитом, нефритом, хризолитом, хромдиопсидом, демантоидом; гидротермальные — с изумрудом, горным хрусталём (в том числе с аметистом), агатом, опалом, мраморным ониксом, гематитом-кровавиком; метаморфогенные — с рубином, сапфиром, альмандином, родонитом, яшмой. К экзогенной группе относят диагенетические месторождения с янтарём и гагатом, кор выветривания с благородным опалом, бирюзой, хризопразом, малахитом, россыпные (аллювиально-делювиальные, делювиально-аллювиальные, аллювиальные, прибрежно-морские), древних конгломератов со всеми устойчивыми к выветриванию драгоценных и поделочных камней.

нагрудное украшениесерьгиБольшинство месторождений драгоценных и поделочных камней имеет сложное геологическое строение с неравномерным распределением и невысоким содержанием полезного компонента, в связи, с чем наиболее ответственной операцией геологоразведочного процесса является опробование, проводящееся главным образом крупнообъёмным валовым способом. На основании геологоразведочных работ выделяются 3 группы месторождений: с гнездовым, резко неравномерным распределением драгоценных и поделочных камней в отдельных полостях; с вкрапленным, неравномерным, с участками концентрации; со сплошным прерывистым и непрерывистым. Разведочные и эксплуатационные горные выработки на месторождениях проходят с ограниченным применением взрывчатых веществ во избежание измельчения ценных минералов.

В СССР создана современная ювелирная и камнерезная промышленность, использующая в основном собственное минеральное сырьё, в том числе алмаз, изумруд, топаз, бирюзу, янтарь, лазурит, нефрит, чароит, родонит, а также синтетические камни (корунд, ИАГ, фианит, аметист). Сырьевые ресурсы драгоценных и поделочных камней рассредоточены по многим странам мира (карта).

Основными поставщиками драгоценных и поделочных камней на мировой рынок являются: в Европе — СССР (янтарь, топаз), Чехословакия (пироп); в Азии — Афганистан (лазурит, кунцит), Бирма (рубин, жадеит), Индия (сапфир, изумруд, альмандин, агат), Иран (бирюза), Китай (бирюза, нефрит), Пакистан (рубин), СССР (алмаз, лазурит, нефрит), Таиланд (сапфир, циркон, рубин), Шри-Ланка (сапфир, рубин, александрит, циркон, шпинель, гроссуляр, лунный камень); Австралия (сапфир, благородный опал, хризопраз, нефрит, родонит); в АфрикеАнгола (алмаз), Ботсвана (алмаз), Гана (алмаз), Заир (алмаз, малахит), Замбия (изумруд, аметист), Зимбабве (изумруд, аметист), Кения (рубин, гроссуляр), Мадагаскар (берилл, турмалин, циркон, кунцит), Мозамбик (турмалин, берилл, кунцит), Намибия (алмаз), Сьерра-Леоне (алмаз), Танзания (рубин, цоизит), ЮАР (алмаз, пироп, тигровый глаз); в Северной АмерикеКанада (нефрит), Мексика (опал, агат), США (бирюза, турмалин, хризолит); в Южной АмерикеБразилия (берилл, топаз, аметист, агат, изумруд), Венесуэла (алмаз), Колумбия (изумруд), Уругвай (агат). Данные о промышленных и перспективных запасах драгоценных и поделочных камней не публикуются, за редким исключением, из-за слабой геологической изученности месторождений или в интересах сохранения коммерческой тайны.

Суммарный объём добычи и международной торговли драгоценными и поделочными камнями за рубежом не поддаётся учёту в связи с широко развитой контрабандой, наличием "чёрного" рынка, поглощающего лучшие камни, реэкспортом, несопоставимостью цен на сырьё и обработанный камень. Общее представление о масштабах коммерческих операций можно составить по официальным статистическим данным по США, являющимся крупнейшим в мире потребителем драгоценных и поделочных камней. Импорт в США этих камней, главным образом ювелирного алмаза и жемчуга, а также изумруда, рубина, сапфира в 1978 составил 2141 млн. долларов при экспорте 708 млн. долларов. Центрами обработки драгоценных и поделочных камней за рубежом являются Антверпен, Амстердам, Париж, Тель-Авив, Нью-Йорк, Идар-Оберштайн (ФРГ), Сянган, Джайпур (Индия), Таиланд, Шри-Ланка и Бразилия. В СССР ограночные и камнерезные предприятия находятся в Москве, Ленинграде, Свердловске, Иркутске.

Более подробная информация об отделке драгоценных камней помещена в статьях Алмаз, Изумруд, Бирюза и др. Е. Я. Киевленко.

Драгоценные и поделочные камни в декоративно-прикладном искусстве. Драгоценные и поделочные камни издавна применяются в прикладном искусстве для выполнения деталей убранства интерьеров, ювелирных украшений, предметов культа, парадного оружия и символов власти. В поселениях позднего палеолита встречаются скребки и наконечники копий из яшмы и горного хрусталя. Для неолита характерно широкое использование кварца, яшм, нефрита, обсидиана, халцедона, оникса и янтаря. Эти камни служили украшениями, из них вырезали амулеты-обереги, фигурки богов. В эпоху бронзы камень стали помещать в металлическую оправу.

ожерельедекоративная плакеткаВ цивилизациях Древнего Востока (в бассейнах рек Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг) обработка и использование драгоценных и поделочных камней достигли высокого уровня. К концу 4-го тысячелетия до н.э. в Шумере находят распространение цилиндрические печати с геометрическим узором, вырезанным на агатах и халцедонах. Печати середины 3-го тысячелетия до н. э. — свидетельство высокого развития камнерезного искусства, на них изображены сцены строительства храмов и ритуальных церемоний. Уникальными памятниками ювелирного искусства шумеров являются украшения из захоронения царицы Шубад (середина 3-го тысячелетия до н.э.), обнаруженного близ г. Ур (многорядное ожерелье из золотых листьев и бусин из глазурованных паст, сердолика и лазурита). Для изделий из драгоценных и поделочных камней, выполненных ювелирами и камнерезами Двуречья, характерны декоративность, полихромия и ритмичность сюжетных и орнаментальных композиций. В дальнейшем традиции шумерского искусства оказали непосредственное влияние на культуру Ассирии, Вавилона, Урарту, а также народов, населявших территорию Ирана и скифско-сарматские степи. Ювелирное искусство Египта в период Древнего Царства (начало 3-го тысячелетия до н.э.) представлено браслетами и фигурками-амулетами из гробниц близ Абидоса и Нагады. Золото этих украшений сочетается с линейным узором из аметистов, лазуритов и бирюзы.

В начале 2-го тысячелетия до н.э., с захватом территории Нубии, увеличивается приток драгоценных и поделочных камней. Высокого совершенства достигла обработка горного хрусталя и цветных камней, освоены техника огранки кабошонов и "холодной эмали", при которой маленькие кусочки цветного камня и цветных стеклянных паст помещали между золотыми перегородками узора. Уравновешенность и ритм композиций, гармония цвета, присущие для искусства Древнего Египта, привлекают в нагрудных украшениях из поделочных камней (лазурит, бирюза, карнеол) из гробниц фараонов Сенусерта II, Сенусерта III и Аменемхета II (конец 20-19 вв. до н. э.). Особой утончённостью отделки и высоким техническим совершенством использования отличаются изделия мастеров Нового Царства (16-11 вв. до н.э.). Сокровища гробницы фараона Тутанхамона (14 век до н.э.) известны прекрасными украшениями из обсидиана, горного хрусталя, голубой и зелёной бирюзы, лазурита, сердолика, амазонита и коралла в сочетании с золотом и многоцветными пастами. Достигла совершенства обработка драгоценных камней. Например, несмотря на высокую твёрдость изумруда (известен в Древнем Египте с 19 века до н.э.), египтяне могли гравировать его, используя резные камни для перстней.

Богатство и разнообразие драгоценных и поделочных камней Индии и соседних с ней стран юго-восточной Азии обусловили их раннее и широкое использование в декоративно-прикладном искусстве древних цивилизаций бассейны рек Инд и Ганг. Памятники 3-1-го тысячелетия до н.э. дают представление о широком использовании и высоком качестве обработки драгоценных и поделочных камней в разнообразных ювелирных украшениях: диадемы и венцы, браслеты и накладки на стопу, запястья и сложные набедренные украшения, изобилующие крупными кабошонами камней. В Хараппе — одном из древнейших центров индийской цивилизации — обнаружен женский пояс (2-я половина 3-го тысячелетия до н.э.), сплошь покрытый бусинами красного сердолика, зелёного стеатита, агата, яшм, амазонита, нефрита и афганского лазурита. Обилие цветного камня дополнялось жемчугом и стекловидными пастами. Традиционное для индийских украшений преобладание драгоценных и поделочных камней над материалом оправы, связанное с увлечением живописностью и полихромией, в значительной мере определено большим масштабом добычи разнообразных драгоценных и поделочных камней на территории страны. В 8-9 вв. н.э. осваивается огранка драгоценных камней и их гравирование (предпочтительнее считалась огранка, при которой сохранялась большая часть камня). Примерно в тот же период в украшениях знати начинают использовать рубины и сапфиры из Бирмы и Таиланда, индийские изумруды и алмазы. Часто цветным драгоценным камням резчики придавали форму многолепестковой розетки. Богатство колористического решения изделий сочеталось с обилием жемчуга различных форм и размеров. Несмотря на значительное влияние других культур для искусства обработки драгоценных и поделочных камней Индии и поныне характерно богатство цвета, детализации почти неизменных в веках сложных орнаментальных композиций.

голова мужчиныголова лошадиВ Китае искусство резьбы по камню известно со 2-го тысячелетия до н.э. Широко использовались нефрит, издавна почитаемый на востоке, и разновидности кварца (аметист, раухтопаз, цитрин, морион, "волосатик" и празем). Из нефрита предгорий Куньлуня выточено церемониальное оружие с гравированным узором (ножи, топорики) времени династии Инь (16-11 века до н.э.). Камнерезное искусство 3-2 века до н.э. представлено коллекцией нефритовых изделий из погребений знати династии Хань. Для них характерны условность форм и стилизованный геометрический орнамент. Вплоть до 11 века в ювелирном искусстве Китая сильное влияние индийских и иранских мотивов. Средневековые резчики Китая в изысканных формах скульптурных композиций 16-17 века передавали тончайшие цветовые нюансы природной окрашенности розового кварца, аметиста (из месторождений Центрального Китая), нефрита и бирюзы. Особое внимание уделялось выявлению декоративных возможностей фактуры камня (рис.).

В ювелирных изделиях более позднего времени драгоценные и поделочные камни — бирюза, кораллы, нефрит, жемчуг, малахит, а затем и шпинель вплетены в сложные, тщательно проработанные орнаментальные мотивы (сквозной прорезной или тканый узор в виде облаков, ветвей и цветов с фигурками мифологических существ — драконов и фениксов).

У народов Центральной и Южной Америки культура использования драгоценных и поделочных камней насчитывает многовековую традицию. На территории современной Бразилии, Мексики, Колумбии и Чили задолго до прихода европейцев использовались нефриты различных оттенков, лазурит, бирюза, горный хрусталь, розовый кварц и изумруд. Техника резьбы по нефриту, считавшемуся священным, известна племенам майя с 9 в. до н.э. Древнейшая перуанская культура Чавин (середина 2-го тысячелетия — 4 в. н.э.) оставила украшения из бусин лазурита и бирюзы, декоративные блюда, выточенные из крупных океанических раковин, инкрустированные бирюзой. Украшения более позднего времени представлены сложными ожерельями. В них бусины и зооморфные фигурки идолов, выполненные из золота, перемежаются с раковинами и хорошо отполированными изумрудами, аметистами, горным хрусталём, розовым кварцем и бирюзой. В небогатых захоронениях встречаются ожерелья с лазуритовыми и кварцевыми бусинами. Разнообразие цвета, тонкая передача его оттенков присущи работам мастеров культуры Наска (1-е тысячелетие н.э.). Остатки архитектурных памятников, обнаруженных в культовом центре на берегу озера Титикака, украшены каменной мозаикой. Сюжеты мозаичных композиций с вплетёнными в них стилизованными изображениями ящериц и змей, выполнены инкрустацией по золоту кусочками поделочных камней.

пекторалькамея ГонзагаВ Мексике известны монолитные культовые фигуры фантастических животных, изготовленные из неотёсанных глыб порфира и нефрита. Они датируются культурой тольтеков — 5 в. н.э. Изделия цивилизации ацтеков (14 — начало 16 века) представлены украшениями из хорошо отполированных крупных дисков обсидиана, агата и горного хрусталя. Бирюза, привозившаяся с соседних территорий, украшала символы жреческой власти и изображения верховного божества ацтеков — бога Солнца. Для этой культуры характерны высокая техника и совершенство отделки ювелирных изделий, сочетание необычных материалов — дерево и камень и т.п.. Эгейская культура Средиземноморья (Кипр, Родос, Сицилия, побережье Греции и Малой Азии, 3-2-е тысячелетие до н.э.) на раннем этапе ювелирного и камнерезного искусства находилась под влиянием восточных цивилизаций, особенно Древнего Египта. Сюжеты изображений на геммах (резных камнях с изображением), выполненных из сердолика, агата и стеатита, связаны с природными мотивами (изображениями морских животных и растений). Искусство глиптики (резьбы по драгоценным и поделочным камням) классического периода 5-4 вв. до н.э. представлено геммами на агате, сердолике, ониксе, сюжеты и композиции которых определялись образцами современных им скульптуры и миниатюры; в них подчёркнуты пластичность совершенство и гармония человеческого тела и природы. Выделяются работы известного резчика Дексамена Хиосского.

В эпоху эллинизма (конец 4-1 вв. до н.э.) произошли большие изменения в обработке камня. Высокого совершенства достигло искусство резьбы и гравировки на аметистах и гранатах, из которых изготавливались инталии (геммы с углублённым изображением) для печатей и камеи (геммы с выпуклым изображением), которые ценились греками как драгоценность. В 4-3 вв. до н.э. центром их изготовления становится одна из столиц эллинистической культуры — Александрия. В работах её мастеров сплетаются классические традиции греческой скульптуры и древнеегипетского искусства. В эпоху эллинизма в искусство античного мира были привнесены характерные черты работ восточных ювелиров — полихромия и живописность. Поверхность золотых изделий изобиловала драгоценными и поделочными камнями, вставками из цветного стекла и эмалей.

ожерельепанагея патриарха Иосафа 2Широкое применение драгоценных и поделочных камней в искусстве Древнего Рима относится к 3 веку н.э. (ювелирные украшения, драгоценные сосуды, выточенные из камня, и т.п.). В изделиях сочетаются цветные драгоценные камни и другие материалы, размер металлической оправы сводится до минимума. Широкий спрос на изделия из драгоценных и поделочных камней привёл к развитию ювелирного искусства, впервые начинается специализация мастеров, работавших с драгоценными и поделочными камнями (шлифование, полировка, резьба и моделирование ювелирных изделий), к этому времени относится и создание первых имитаций драгоценных камней.

Столица Византийской империи Константинополь благодаря удобному географическому расположению была наряду с Багдадом и Каиром крупнейшим рынком драгоценных и поделочных камней. В работах византийских ювелиров и резчиков по камню традиции античного искусства органично сплетаются с орнаментальностью и обилием цвета, характерными для художественных традиций Востока. Обширная коллекция камнерезных изделий — потиров (чаш для причастия), ваз и других сосудов византийской работы, выточенных из яшмы, оникса, горного хрусталя, в богатой оправе хранится в соборе Сан-Марко в Венеции. Эмали, чернение, золотая насечка оправ дополняют роскошные тонкостенные сосуды византийских камнерезов. В качестве материала для камей были особенно распространены яшма, халцедон, стеатит, известны камеи на аметисте, лазурите, хризопразе, сапфирине. Развитие техники обработки камня позволило использовать для резьбы камей более твёрдый сапфир.

В Сасанидском Иране (3-7 в.) искусство резьбы по камню достигло высокого совершенства, большое распространение получили печати-геммы из драгоценных и поделочных камней. Разнообразны по тематике изображения и надписи на камне (портреты царей и чиновников, мифические существа иранского пантеона богов). Замечательным памятником является хранящаяся в Эрмитаже камея на тёмно-лиловом аметисте с изображением царицы Денак — супруги основателя династии Сасанидов. В 16-17 вв. в Иране (в Казвине, а затем Исфахане) выполнялись изделия, изобилующие бирюзой, турмалинами, топазами и жемчугом. Камни вплетаются в стилизованный узор трав и цветов, который сплошь покрывает образцы шахского оружия и предметы конского убранства, троны (рис.).

серьгитрон царя Алексея МихайловичаВ ювелирном искусстве Турции 15-18 века воплотился многовековой опыт, накопленный мастерами народов Балканского полуострова и Малой Азии. В мастерских Стамбула создавались особенно роскошные изделия, украшенные алмазами, рубинами, изумрудами. Драгоценные камни часто помещали в заранее подготовленные оправы в виде плода граната или цветка гвоздики. Такие фигурные запоны служили украшением парадного оружия, одежды и ювелирных изделий. Драгоценные камни и золото использовались и для инкрустации сосудов из поделочных камней.

В ювелирном искусстве Европы увлечение цветом камня (шпинель, альмандин, сердолик) было привнесено в 5-7 вв. племенами варваров. К раннему средневековью относятся предметы клада из Пьетроасы на территории Румынии (середина 1-го тысячелетия н.э.; бляшки, фибулы зооморфной формы) с характерным для европейского искусства этого времени почти сплошным покрытием изделий альмандинами и холодной эмалью красного цвета. Драгоценные и поделочные камни в изделиях этого времени использовались в виде слегка подшлифованных галек неправильной формы. Замечательным памятником ювелирного искусства 10 века является корона "Священной Римской империи", в элементах декора которой сказывается влияние византийских традиций. С развитием межрегиональной торговли в Средиземноморье и на Балтике в 13-15 вв. в Европу ввозятся восточные самоцветы. Увеличивается добыча драгоценных и поделочных камней в Саксонии, Богемии и Моравии, которые служат материалом для развивающихся художественных ремёсел. Широкое распространение получают пиропы, добывавшиеся в Среднечешских горах с 13 века, и прибалтийский янтарь. Памятниками искусства чешских камнерезов середины 14 века служит убранство решётки капеллы Святого Креста в Карлштейне самоцветами Рудных гор, а также облицовка капеллы Святого Вацлава в соборе Святого Вита в пражских Градчанах, где использована пёстрая яшма с аметистовыми включениями (из-под Турнова). На базе местных агатов с 14 века развивается камнерезный промысел в Германии в Идар-Оберштайне. В 14-15 вв. совершенствуется огранка драгоценных камней. В чёткой графике декора ювелирных украшений искусства готики значительное место отводится огранённым драгоценным камням сине-лиловой гаммы, подчёркнутой белизной жемчуга. В конце 14 века выполнена корона английский принцессы Бланки — одно из лучших произведений готики в ювелирном искусстве. С конца 15 века происходит значительное совершенствование огранки, связанное с увеличением притока драгоценных камней в эпоху Великих географических открытий (крупнейшие центры огранки — Милан, Венеция, Париж, Брюгге и др.). Большинство ювелирных изделий 16 века украшено драгоценными камнями, огранёнными в форме таблицы (рис.).

Часто для усиления яркости цвета в каст (гнездо) под камень подкладывали цветную фольгу или атлас. Среди излюбленных типов ювелирных изделий эпохи Возрождения — драгоценные нагрудные подвески и украшения к шляпам. Часто материалом для них служили кабошон драгоценные камни причудливой формы или необычная жемчужина — barocca (причудливая, необычная). Светотеневые эффекты на шероховатой, с наплывами поверхности жемчужины будто усиливали природную перламутровую "игру". Камеи, выполненные итальянскими резчиками во 2-й половине 16 в., свидетельствуют о высоком уровне их мастерства. В эпоху правления Медичи расцветает искусство флорентийской мозаики (инкрустации чёрного мрамора цветными поделочными камнями). Ювелирные и камнерезные изделия эпохи Возрождения отмечены завершённостью композиций, фантазией, а их отделка тщательностью проработки. К созданию ювелирных изделий конца 15 — начала 17 вв. обращались великие мастера Д. Гирландайо (1449-94), А. Дюрер (1471-1528), Х. Хольбейн Младший (1497-1543), Б. Челлини (1500-1571). Увеличение притока самоцветов из Цейлона, Индии, Сиама и Бирмы, алмазов из Индии и Бразилии, изумрудов из Колумбии, совершенствование бриллиантовой огранки предопределили последующее преобладание огранённого драгоценного камня, особенно бриллианта, в ювелирном искусстве середины 17 — конца 18 века. Пышные ювелирные украшения барокко и изысканно утончённые, прихотливые композиции рококо отмечены явным преобладанием драгоценных камней над металлом оправы. Он в изобилии украшает ожерелья и браслеты, кольца и серьги, эгреты (украшения для высоких причёсок и шляп), разнообразные броши, пуговицы и петли для кафтанов и камзолов, эфесы парадных шпаг и ставшие особенно модными табакерки. Зачастую заказывались украшения комплектами — парюрами, в которые входили предметы, сходные по подбору камней и декору. Для каждодневных украшений предпочитали коралл, особенно любимый в искусстве европейского барокко, агат и бирюзу. Для декоративных украшений интерьера наряду с драгоценными камнями и металлами использовали необычные материалы — перламутровые раковины, скорлупу кокосового ореха и страусового яйца.

корона Священной Римской империибольшой наряд царя Михаила РомановаСо 2-й половины 17 века повсеместно в Европе возрождается интерес к прибалтийскому янтарю, из которого наряду с украшениями стали выполнять декоративные кубки, вазы, коробочки и тому подобное (иногда с резьбой). В 1701-65 из янтаря создаётся шедевр мозаичного искусства — Янтарная комната. В эпоху классицизма, стилистику которого определяло античное искусство, яшмы, порфиры, светлые лазуриты, переливчатые флюориты стали использовать для украшения каминов, дворцовых ваз. В середине 18 в. наступает время расцвета западноевропейской глиптики и повсеместного увлечения изысканной красотой и уникальным характером камей. Одной из богатейших глиптотек мира обладала русская императрица Екатерина II, эта коллекция легла в о