Конвейер

КОНВЕЙЕР (от английский соnvey — перевозить * а. соnveyor; н. Forderer; ф. соnvoyeur, transporteur, chaine; и. transportador, banda, transportadora, cinta transportadora, соrrea соnductora) — машина непрерывного действия, предназначенная для транспортирования насыпных (полезного ископаемого, породы, закладочных материалов и др.) и штучных грузов. Широко применяется в карьерах, шахтах, на обогатительных фабриках и др.

Основные элементы конвейера: тяговый, грузонесущий или тягово-грузонесущий органы; опорные и направляющие элементы; конвейерный став; привод. По конструктивному признаку различают конвейеры с гибким тяговым органом и без тягового органа. У первых конвейеров груз движется вместе с тяговым органом на его рабочей ветви (ленточные конвейеры, ленточно-канатные конвейеры, ленточно-цепные конвейеры, ленточно-тележечные конвейеры, скребковые конвейеры, пластинчатые конвейеры, элеваторы). У вторых конвейеров поступательное движение транспортируемого груза осуществляется при колебательном или вращательном движении рабочих элементов (инерционные конвейеры — качающиеся и вибрационные конвейеры, шнековые, роликовые). Классифицируют конвейеры также по виду потребляемой энергии — с электрическим, реже с гидравлическим и пневматическим приводом; по углу подъёма — горизонтальные и слабонаклонные (от 6 до -3°), наклонные (до 18-20° и до -16°), Крутонаклонные конвейеры (свыше 18-20° или свыше -16°); по виду трассы — конвейеры прямолинейные, криволинейные в профиле, криволинейные (изгибающиеся) в плане; по возможности изменения длины става конвейера — постоянной длины, переменной ступенчато изменяющейся длины с рассоединением тягового и грузонесущего органов (например, скребковый конвейер), переменной бесступенчато изменяющейся длины без рассоединения тягово-грузонесущего органа (например, телескопический ленточный конвейер); по длительности времени работы на одном месте — стационарные, полустационарные и передвижные, по назначению — для подземных, открытых работ, общего назначения, применяющиеся на поверхности шахт и обогатительных фабриках, специальные (например, питатели, перегружатели, для погрузочных машин, отвалообразователей, транспортно-отвальных мостов и др.).

Для транспортирования горной массы на подземных и открытых работах наиболее распространены ленточные конвейеры, на угольных шахтах для доставки угля из очистного забоя — скребковые конвейеры, на рудных шахтах для выпуска и доставки крепких руд — вибрационные конвейеры (питатели). Значительно реже применяют пластинчатые и ленточно-канатные конвейеры. Создан новый тип ленточно-тележечных конвейеров, обеспечивающих транспортирование крупно-кусковых скальных грузов без предварительного вторичного дробления. Ведутся работы по созданию ленточных конвейеров на магнитной и воздушной подушках, в которых рабочая ветвь ленты поддерживается за счёт т.н. магнитного подвешивания или струёй воздуха, нагнетаемого под ленту через отверстия в днище жёлоба (1987). В конвейере этого типа с бесконтактной подвеской ленты коэффициент сопротивления движению очень мал по сравнению с обычным ленточным конвейером. Особую разновидность конвейера представляет конвейерный поезд.

Основные достоинства конвейера: непрерывность перемещения грузов, загрузка и разгрузка без остановок, совмещение рабочего и холостого движения рабочих элементов, высокая производительность (например, ленточных конвейеров до 30 000 м3/ч), большая длина транспортирования в одном ставе или конвейерной линии, высокая степень автоматизации, обеспечение условий безопасности труда, высокие технико-экономические показатели и др.

Впервые конвейеры для транспортирования лёгких насыпных грузов начали применять в Европе в 16-17 вв. В отечественной горнодобывающей промышленности начало использования конвейеров (на золотых приисках Алтая) относится к 1861 и связано с изобретением А. Лопатиным "песковоза" — прообраза ленточного конвейера. В 1873 на промыслах Верхнеамурской компании применялась золотопромывочная машина, в состав которой входили пластинчатые конвейеры с приводом от парового двигателя. В 1925 в CCCP для доставки угля из очистного забоя начали применять инерционные качающиеся конвейеры; в 1935-36 в Кузнецком и Подмосковном угольных бассейнах для этих же целей — скребковые конвейеры, после 1945 заменившие малопроизводительные качающиеся конвейеры. Первые подземные конвейеры (ленточные) появились в 1931 в Донбассе. К началу 30-х гг. относится также применение ленточных конвейеров на угольных разрезах. В 50-х гг. в горнодобывающей промышленности появляются ленточно-канатные, ленточно-цепные, вибрационные конвейеры.

О применении конвейеров см. также в ст. Конвейерный транспорт.